Воздействие сильных раздражителей на щенка (кажется,А,Сидельников.Сорри,если ошиблась)

Ясно, что действие раздражителя зависит не только от абсолютной (то есть, не зависимой от собаки) силы какого-нибудь явления, но и от состояния нервной системы. 
Но нервная система щенка имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при воспитании животного. Рассматривая эти особенности, мы ведем речь о нормальной собаке с сильной нервной системой. На практике отклонения могут быть достаточно сильными, особенно в случае недостаточного племенного качества щенка.

По мере взросления щенка нервная система проходит несколько стадий развития, и поведение животного несколько раз полностью меняется. Вместе с поведением также несколько раз существенно меняется реакция собаки на сильные раздражители.

Первая стадия - от 3 недель до 2,5 месяцев (раньше 3-х недельного возраста рассматривать поведение собаки как цельную систему просто не имеет смысла). В это время щенок активно изучает местность, знакомится с окружающим миром. Проявлений агрессивности в это время нет (а если есть, то такие проявления можно расценивать скорее как попытки общения). Раздражители, какие бы сильные они ни были, вызывают скорее интерес и стремление исследовать явление, а никак не испуг. Поэтому в этот период необходимо стараться шире знакомить щенка с окружающей обстановкой, подбирать для прогулок разную местность и различные раздражители.

Вторая стадия развития - от 2,5 до 4 месяцев. Это так называемый "первый период страха". В это время воздействие сильных раздражителей способно вызвать стойкие фобии - боязнь тех или иных явлений.

В течение второй стадии развития нервной системы вы должны постараться свести к минимуму воздействие сильных раздражителей. Старайтесь гулять все время в одном и том же месте (к которому щенок привык раньше). Контролируйте воздействие сильных, незнакомых раздражителей. Если на собаку все-таки произвело сильное впечатление какое-либо явление, не пытайтесь приучать щенка к раздражителям в таком возрасте. Вам лучше подождать, пока собаке не исполнится 5-6 месяцев, и после этого постараться постепенно приучить животное к обстановке, в которой оно проявило испуг.

Третья стадия развития нервной системы - от 4 до 7 месяцев. Это время некоторые специалисты называют "периодом независимости". Щенок начинает активно знакомиться с местностью, стремится при этом исследовать незнакомые явления и предметы. Собака может убегать очень далеко. Животное в этот период делает первые попытки изменить свой иерархический статус. Агрессивные проявления носят в основном демонстративный характер. Животные с возбудимой, подвижной нервной системой могут в этом периоде убегать от хозяев, долго и "сознательно" не подходить по команде. Если ваш питомец обладает достаточно сильной и подвижной нервной системой, то не удивляйтесь и не воспринимайте трагично его попытки мотать вам нервы на прогулке. Сохраняйте спокойствие, продолжайте методично и последовательно вырабатывать навыки послушания.

В этот период можно исправить многие ошибки социализации, которые были допущены в раннем возрасте щенка. Нервная система животного готова воспринимать довольно сильные раздражители и вам стоит использовать эту возрастную особенность. Больше гуляйте с собакой, постарайтесь сделать так, чтобы для щенка не осталось незнакомых ситуаций. Обратите внимание также на признаки доминирующего поведения. В этом возрасте самое время поставить животное на место.

Четвертая стадия развития нервной системы - от 7 до 9 месяцев.
"Второй период страха". Нервная система становится вновь восприимчива к воздействию сильных раздражителей, так как этот механизм необходим для формирования и закрепления четких понятий "свой - чужой", принадлежности территории, межстайных отношений. Помощник, посторонний человек, испугавший собаку в этот период, вызывает скорее настороженность, чем испуг.

В этот период крайне важно дать собаке основные представления о том, чего нельзя делать. Легко вырабатываются навыки отказа от корма, найденного на улице и предлагаемого посторонними; навыки сопротивления попыткам чужого человека управлять собакой. Эффективна также выработка правильного порядка перехода улицы, закрепление "тормозных" навыков послушания: выдержки, прекращение нежелательного поведения. Необходимо также выработать базовые приемы защитной дрессировки, особенно связанные с прекращением атаки при отсутствии сопротивления помощника и по команде. Если над этим не поработать сейчас, в дальнейшем добиться четкой управляемости будет гораздо сложнее.

Нужно помнить, что раздражители чрезмерной силы, действующие в этом периоде на собаку, способны в дальнейшем вызвать агрессивную реакцию (у собак со слабой нервной системой - реакцию избегания). Например, практика показывает, что приучение к выстрелам (хлопкам) в этом периоде чревато выработкой стойкой агрессивной реакции, направленной на любого, кто находится ближе к источнику звука. Подобное случается даже если выработка навыков защиты одновременно с приучением к выстрелам не проводилась. Самое неприятное, что агрессивная реакция начинает проявляться позже, когда ее уже трудно скорректировать.

Следующий период развития - после 9 месяцев. Он характеризуется постепенным укреплением нервной системы, снижением ее чувствительности, возрастанием уровня агрессивности и проявлением доминирующего поведения. Если ваш питомец к этому времени не оброс "багажом" фобий, комплексов нежелательного поведения в ответ на определенные раздражители, то можно с большой долей уверенности полагать, что этого не случится и в дальнейшем. Если же вы что-то упустили в воспитании щенка, то в этом возрасте еще можно пробовать исправить ошибки "малой кровью".